Использование налогов в государственном регулировании экономики России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Использование налогов в государственном регулировании экономики России». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Система государственных институтов (законов, правил, учреждений), а также общественных традиций и установок, целью функционирования которой является сбор денежных средств для наполнения государственных (федерального и региональных) бюджетов и бюджетов органов местного самоуправления. Включает следующие основные элементы: совокупность налогов, способы уплаты и методы формирования налогов, порядок введения, изменения и отмены налогов, налоговых льгот, формы осуществления налогового контроля. Основные принципы налоговой системы РФ определены Конституцией страны.

Предприятиям же производственной сферы невыгодно освобождение от НДС, потому что материальные затраты у них высокие, более 50%, а при освобождении от уплаты НДС они теряют право на вычет НДС на приобретенные товары, работы, услуги. Кроме того, они не имеют права на выставление в счетах-фактурах НДС на реализованные товары, что ведет к потере клиентов.

Система его сбора сравнительно проста и защищена от инфляции, а уклонение от уплаты затруднено в силу непрерывности процесса платежей и взимания его на всех стадиях движения продукции и услуг.

2.2 Анализ налоговых доходов бюджетной системы до и после реформы

Вторая модель – «планово-административная экономика». Ее важнейшая черта – высокий уровень государственного регулирования, когда практически все предприятия принадлежат государству и управляются органами власти директивным методом. В данной модели экономического развития значение налоговой политики минимально, поскольку государство не решало вопрос распределения прибыли предприятия между собой, с одной стороны, и собственниками (акционерами) предприятия, управляющими (высшими менеджерами) и работниками предприятия – с другой. В соответствии с этим принципом изменения в законодательство о налогах не должны вноситься в течение финансового года, а правила, дающие льготы и преференции, не должны изменяться (отменяться) до того срока, который первоначально был установлен законодателем. Не меньшее значение имеет и стабильность налогового законодательства в течение ряда лет, т.е. реформы и изменения существенного характера не могут проводиться каждый год. Всеми крупными инвесторами в мире нестабильность налогового законодательства рассматривается как основание для отнесения страны (или территории) к зонам, не благоприятным для инвестирования и предпринимательства.

Эффективная налоговая система и взвешенная налоговая политика является ключевым звеном экономической политики государства. Она представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций, между доходами и расходами государства. В условиях рыночной экономики государство широко использует налоговую политику в качестве регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Образовавшийся при этом дефицит государ­ственного бюджета покрывается государственными займами, а выпла­ты процентов,по этим займам проводятся за счет налогов. Варьируя разницей между доходами и расходами бюджета в зависимости от кон­кретных экономических условий, государство может влиять на измене­ние основных макроэкономических пропорций. В данной системе нало­ги становятся не только средством балансирования бюджета, но и инструментом регулирования потребления и инвестиций. Кейнс писал, что серьезное изменение в налоговой политике может вызвать известные перемены склонности к потреблению. Налоги, полагал Кейнс, являются средством стабилизации экономики.

В современном виде, соответствующем условиям рыночной экономики, она существует с января 1992 года, когда вступили в действие законы о налогах, принятые в ноябре-декабре 1991 года и среди них – базовый Закон «Об основах налоговой системы в Российской федерации». Впследствии, начиная с 1999 года (этот процесс не завершен), частями вводился Налоговый кодекс РФ, задачей которого является упорядочение налоговой системы, ее унификация и приведение в соответствие с изменившимися экономическими условиями.

Эффективная налоговая система и взвешенная налоговая политика является ключевым звеном экономической политики государства. Она представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций, между доходами и расходами государства. В условиях рыночной экономики государство широко использует налоговую политику в качестве регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Тормозом позитивных преобразований в России стали недостатки в организации управления. Одна из основных причин, которая негативно сказалась на экономике регионов, – отсутствие согласованности целей и действий в государственном управлении. Теоретические налоговой системы и налоговой политики в рамках государственного регулирования экономики. Анализ налоговых доходов бюджетной системы до и после реформы. Предложения по совершенствованию налога на прибыль и единого социального налога.

Роль налогов в государственном регулировании экономики

Эффективная налоговая система и взвешенная налоговая политика является ключевым звеном экономической политики государства. Она представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций, между доходами и расходами государства. В условиях рыночной экономики государство широко использует налоговую политику в качестве регулятора воздействия на негативные явления рынка. В бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2005г.» отмечено, что увеличение доходов федерального бюджета должно происходить не за счет увеличения налоговой нагрузки на объекты налогообложения, а за счет расширения налогооблагаемой базы путем малого бизнеса и сокращения нелегального теневого оборота, что является в конечном итоге первоочередной задачей бюджетной политики. В бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2005г.» отмечено, что увеличение доходов федерального бюджета должно происходить не за счет увеличения налоговой нагрузки на объекты налогообложения, а за счет расширения налогооблагаемой базы путем малого бизнеса и сокращения нелегального теневого оборота, что является в конечном итоге первоочередной задачей бюджетной политики.

В отличие от Кейнса, яркий представитель монетаристской теории М. Фридман решительно выступал против расширения экономичес­ких функций государства.

Кроме того, действующие главы «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы», «Налог на доходы физических лиц», «Единый социальный налог», «Налог на прибыль» и некоторые другие подвергаются корректировке с учетом практики их применения с целью повышения собираемости налогов и сокращения способов ухода от налогообложения.

Ее главным недостатком, затрудняющим выполнение этой задачи, является в настоящее время неусточивость, частые изменения условий налогообложения, а также чрезвычайная сложность. Между тем, любой инвестор, вкладывая деньги, должен знать, каковы будут эти условия много лет спустя, иначе он откажется от инвестиций. Второй недостаток – то, что В.Путин однажды назвал «налоговым терроризмом» — коррупция, поразившая в последние годы налоговую службу. Иные ее чиновники набрели на истинно золотую жилу: если насчитать фирме задолженность на пару миллиардов – фирма никаких миллионов не пожалеет, чтобы откупиться. И такие примеры известны. Что же касается обвинений в недоплате налогов за прошлые годы, если такое случается, можно дать простой рецепт.
НДС равномерно распределяется по всем секторам экономики и поэтому не вызывает диспропорций и искажений в сравнительных ценах, которые характерны при использовании многих других налогов.
Третья модель – это условно называемая модель «стратегии ускоренного развития». Считается, что конструирование этой модели началось в Японии после Второй мировой войны. В рамках этой модели широко распространились методы, предполагавшие руководящую роль правительства в определении отраслей, имеющих наиболее высокий потенциал роста. Для налоговой политики, которую применяют страны, исповедующие стратегию ускоренного развития, характерно большое количество целевых налоговых льгот, которые призваны повысить эффективность политики государственного влияния на экономику. Кроме того, основная тяжесть налогового бремени перенесена посредством прогрессивной шкалы подоходного налога с корпораций на физических лиц.
В послевоенный период истории действовали три основные модели экономического развития, каждая из которых отводила свое место системе государственного регулирования экономики и роли налогов и налоговой политики в этом процессе.

Эти стимулы приобретают форму налоговых скидок или кредитов, применяются по всем видам фондов или дифференцируются по видам оборудования, деятельности, по регионам. Двумя очевидными эффектами таких стимулов является то, что инвестиции в капитал, особенно в машины и оборудование, в значительной мере субсидируются, а реальные налоговые ставки сильно отличаются друг от друга в зависимости от конкретного предприятия. В Российской Федерации чрезмерное количество льгот на одну четвертую сокращают суммарные поступления по налогам на прибыль предприятий.
Обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует основу налоговой системы. См. также Налоги, Налоговая система.

Дж. Кейнс явился основоположником теории и практики государ­ственного регулирования экономики, одним из инструментом которой являлись налоги. Кейнсианская модель государственного регулирова­ния главное значение придает «эффективному спросу» населения, в недостатке которого автор видит основную причину кризисных явле­ний в экономике. Государство должно восполнить недостающий спрос за счет увеличения своих расходов, налогов, стимулирования инве­стиций и производства. Именно государство, считал Кейнс, в экстре­мальные периоды должно выбирать приоритетные направления раз­вития экономики и проводить соответствующее финансирование за счет своих доходов.
Правовой характер взаимоотношений государства и налогоплательщиков может существовать только в странах, где невозможно издание актов правового характера в сфере налогообложения отдельными государственными учреждениями. В правовом государстве все взаимоотношения налогоплательщиков и государства могут регулироваться только законами.

Экономическая реальность 70—80-х годов XX в., связанная с обо­стрением инфляционных процессов, снижением темпов экономичес­кого роста, повышением уровня безработицы и бюджетным дефици­том, изменила приоритеты экономического развития. Доктрина Кейнса перестала соответствовать новым условиям. Кейнсианское направле­ние в макротеории уступило место неоклассическим концепциям, бази­рующимся на знаменитом принципе свободы и тезисе о внутренней устойчивости рынка, а следовательно, отрицании активной государ­ственной политики.

Кроме того, действующие главы «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы», «Налог на доходы физических лиц», «Единый социальный налог», «Налог на прибыль» и некоторые другие подвергаются корректировке с учетом практики их применения с целью повышения собираемости налогов и сокращения способов ухода от налогообложения.

Этого достигается путем введения низкого общего налога на импортные товары. Однако, в случае решения правительства обеспечить особую защиту каких-либо конкретных национальных отраслей или секторов устанавливаются высокие ставки импортных пошлин.
Первая из них – «либеральная» модель». Наиболее последовательно либеральная стратегия развития национальной экономики реализуется правительствами таких государств, как США и Великобритания. Правительства этих стран влияют на субъекты экономики в пределах, минимально необходимых для поддержания социального и экономического порядка, а в остальном полагаются на законы рынка. Объем налоговых изъятий устанавливается на том минимальном уровне, который способен обеспечить государство финансовыми ресурсами, достаточными для выполнения присущих ему функций.

Практически во всех развитых странах источником более 85% всех налоговых поступлений являются личный подоходный налог, взносы на социальное страхование. Верхний размер ставок этого налога в разных странах варьирует от 30% до 60%.

Государство изымало в бюджет основную часть прибыли юридического лица, за исключением той ее индивидуально установленной для каждого предприятия части, которая считалась нормативно необходимой для финансирования развития субъекта хозяйствования согласно утвержденному государственному плану.

Понятие «налоговая система» шире понятия «система налогов и сборов». Налоговая система включает не только систему налогов и сборов, но и принципы ее построения, закрепленные в существенных условиях налогообложения.
Однако в начале XX в. взрывной характер развития техники и тех­нологии, разрушительные экономические кризисы перепроизводства и потрясения в банковской системе, ярко выраженная тенденция к монополизации, изменили рыночный механизм. В этих условиях он оказался недостаточным для поддержания экономической системы в равновесном состоянии, и государство вынуждено было брать на себя функцию регулирования многими экономическими процессами. Пе­риод Великой депрессии, падение производства, массовая безработица послужили основанием для разработки нового теоретического подхо­да. Для этого подхода характерны энергичные методы государствен­ного вмешательства в хозяйственные процессы посредством целого ряда методов, в том числе комплекса мероприятий в налоговой и денеж­но-кредитной сферах.

У физических лиц при пропорциональной ставке подоходного налога (13% независимо от размера доходов) нейтральность налогообложения также не достигается. Это связано с резкой дифференциацией доходов населения и разными соотношениями среднедушевых доходов и прожиточного минимума. Для 40 млн. чел., у которых доходы ниже прожиточного минимума, эта ставка налога обременительна и не соответствует их платежеспособности, тем не менее, она увеличилась на 1%, а для высокообеспеченных, наоборот, снизилась в несколько раз. Чем выше доход, тем больше полученная выгода. Следовательно, поляризация качества жизни населения не только сохранится, но и обострится.

В бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2005г.» отмечено, что увеличение доходов федерального бюджета должно происходить не за счет увеличения налоговой нагрузки на объекты налогообложения, а за счет расширения налогооблагаемой базы путем малого бизнеса и сокращения нелегального теневого оборота, что является в конечном итоге первоочередной задачей бюджетной политики.

Понятие «налоговая система» шире понятия «система налогов и сборов». Налоговая система включает не только систему налогов и сборов, но и принципы ее построения, закрепленные в существенных условиях налогообложения.
Здесь должны нести ответственность обе стороны: и компании, укрывшие облагаемые доходы, и налоговые чиновники, плохо проверивщшие налоговые декларации. Если принять такой порядок, « террор» быстро прекратится.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...